УВЕРЕНЫ В СВОИХ СИЛАХ И УСПЕХЕ

На минувшей неделе ОАО “Беларуськалий” посетила группа журналистов, представляющих республиканские электронные и печатные средства массовой информации. Поводом для встречи стала успешная деятельность предприятия в первом квартале текущего года. Особенности производства калийных и сложных удобрений под маркой “Беларуськалий”, планы по экспорту на этот год, реализация инвестпроектов – эти и другие вопросы были в центре внимания журналистов и руководителей отделов и управлений Общества.

Задействовать все ресурсы, чтобы удовлетворить растущий спрос

О планах предприятия относительно объемов экспорта продукции, выходе на новые рынки сбыта рассказал заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике - начальник управления продаж и логистики А.А.Рыбак:

– По итогам 1-го квартала текущего года мы отгрузили на экспорт 2 млн. 158 тыс. тонн калийных удобрений. Из них 2 млн. 138 тыс. тонн поставлено на экспорт по контрактам БКК. Также мы развиваем прямые поставки нашим российским партнерам – по прямым контрактам отгружено около 20 тыс. тонн в Российскую Федерацию. Всего объем экспорта увеличен на 43% к аналогичному периоду прошлого года.

Снижение стоимости калийных удобрений на мировом рынке, вызванное прекращением продаж “Уралкалием” через БКК, привели к уменьшению выручки предприятия по итогам 2013 года. Но тенденции снижения доходности наблюдались в прошлом году также и у канадских, немецких, израильских производителей калия.

Не может не радовать тот факт, что рынок калия стабилизируется. В настоящее время рудоуправления “Беларуськалия” работают при максимальной загрузке мощностей. В марте была произведена рекордная отгрузка наших удобрений, которая составила 1 млн. 44 тыс. тонн. При этом 977 тыс. тонн отправлено на экспорт. С учетом того, что годовая производственная мощность предприятия – 10,3 млн. тонн, понятно, что мы работаем на 100 и более процентов. Сегодня на предприятии задействованы все ресурсы, чтобы удовлетворить растущий спрос. Основные отгрузки в 1-м квартале осуществлялись в Бразилию, Китай, Малайзию и другие страны. Цена на калий на мировом рынке сегодня постепенно увеличивается, но пока она не компенсирует то снижение, которое имело место в прошлом году. 

Что касается освоения новых рынков сбыта, отмечу, что мы ведем их активный поиск, не упуская свои традиционные рынки. Среди наших новых заказчиков – потребители Австралии. Новым рынком сбыта стал также рынок Российской Федерации. Рынок России – достаточно емкий, на просторах соседнего государства активно развивается сельское хозяйство. Сегодня мы рассматриваем наше сотрудничество, как с российскими сельхозпроизводителями, так и с производителями NPK-удобрений этой страны и, уверен, имеем неплохие перспективы сотрудничества с ними. 

 За цифрами - факты

Несколько цифр, отражающих финансовые показатели деятельности нашего предприятия, привел начальник отдела экономического анализа Общества А.Н.Кравченко:  

– В первом квартале текущего года наши финансовые показатели значительно улучшились. ОАО “Беларуськалий” за первые три месяца года увеличило выручку от реализации продукции на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 62% – с 4-м кварталом прошлого года) до 5,8 трлн. рублей. Важно отметить также тот факт,  что “Беларуськалий” выполняет все свои финансовые обязательства, прежде всего по кредитам Капитал Банка (Азербайджан) и Сбербанка (Россия) – это касается как начала этого года, так и минувшего в целом.  

Инвестпроекты: взгляд в завтрашний день

Об основных инвестиционных проектах, реализуемых предприятием, рассказал заместитель главного инженера Общества по технологии А.Д.Любущенко:

– Несмотря на то, что прошлый год был не самым успешным в деятельности предприятия, “Беларуськалий” продолжает реализовывать важные инвестиционные проекты. В частности, близится к завершению возведение химического комбината по глубокой комплексной переработке хлорсодержащего минерального сырья. 

В соответствии с планом-графиком, доведенным нам правительством, пуско-наладочные работы на этом объекте должны начаться 1 июля. Надо отметить, что подобного предприятия, как этот химический комбинат, в нашей стране нет. 

Новые виды продукции будут получены при помощи электролиза хлорида калия с использованием мембранного метода. При электролизе будут производиться гидроксид калия (жидкий и чешуированный), хлор и водород. Хлор будет преобразован в гипохлорит натрия и использоваться в качестве дезинфеканта. Совместно с водородом будет использоваться для получения соляной кислоты. Самый ценный компонент - гидроксид калия – будет применен в качестве промежуточного продукта при химическом синтезе и станет использоваться в пищевой промышленности, производстве мыла и моющих средств, бумаги, силикатов, удобрений, алкалиновых батарей, синтетического каучука и др. 

В общем, спектр применения гидроксида калия очень широкий, а потому и стоимость его будет высокой. Исходным продуктом для данного процесса станут удобрения РУ-4, в составе которых не менее 99% калия. Все виды продукции, предполагаемые к производству в скором времени здесь, –  соляная кислота, гипохлорит натрия, гидроксид калия – сегодня являются предметом импорта. С вводом этого завода в эксплуатацию данные виды продукции станут предметом экспорта.

Всего в мире существует 8 заводов по производству едкого калия с использованием метода мембранного электролиза, один из них – в Беларуси. Сегодня на объекте работает группа технических специалистов - будущие работники завода, которые разрабатывают техническую документацию, режимные карты, осуществляют подбор кадров. Штат химзавода будет насчитывать 109 человек. 

Продукция, выпускаемая этим заводом, будет с высокой добавленной стоимостью. Основная технология и оборудование будет поставлено немецкой компанией САС. Пуско-наладочные работы также выполняются специалистами этой фирмы. В соответствии с договорными обязательствами, немецкая сторона на этом заводе также должна будет произвести подготовку и обучение персонала и осуществить запуск производства на планируемую мощность. Как отмечено, данное производство для Беларуси новое, соответственно, специалистов такого уровня мы пока не имеем. Штат завода будет сформирован за счет работников других подразделений предприятия, выпускников БГТУ, БНТУ, других вузов, солигорских колледжей и лицея.

Кадровых проблем нет

Вопросы обеспеченности предприятия кадрами комментировал заместитель генерального директора по идеологической работе и кадрам А.В.Махлай:

– В “Беларуськалии” вопросов с обеспеченностью рабочими кадрами и инженерно-техническими работниками нет. Когда построилось предприятие, в Беларуси не было ни одного горного факультета ни в одном институте. Все специалисты проходили обучение в России и Украине. Сегодня горные инженеры, горные разработчики, обогатители, технологи, механики обучаются в Минске. По всем рабочим профессиям налажено обучение в Солигорске. 

Кроме этого, по узким специальностям ведет подготовку наше предприятие, организовывая обучающие курсы. 90% работников “Беларуськалия” – солигорчане. Молодые специалисты, приехавшие в 50-60-х годах прошлого века из Соликамска, Березников, Донецка, Кривого Рога и других городов необъятной страны, стали родоначальниками трудовых династий в “Беларуськалии”. Их дети и внуки успешно трудятся на предприятии, им нет нужды уезжать отсюда. А все потому, что и уровень заработной платы, и социальная обеспеченность калийщиков – на высоте. 

Разница в качестве в нашу пользу

О вопросах, касающихся качества продукции ОАО “Беларуськалий”, рассказал начальник отдела технического контроля О.А.Черкас

– Каждый производитель, сталкиваясь с жесткой конкуренцией, старается предоставить заказчику продукт максимально высокого качества. Лучший продукт – это тот, который максимально приемлем для покупателя. 

Например, мы производим гранулы для партнеров из Бразилии, а также Испании, Италии, Бельгии, Швеции. Гранулы, которые идут в Бразилию, абсолютно не подходят европейцам, а все потому, что  в Бразилии наши гранулы используются сельхозпроизводителями, в Европе они являются исходным сырьем для производства, к примеру, сложных удобрений. 

Для производителя необходимо четко знать, какой вид продукции нужен потребителю. Не так давно мы могли предложить заказчикам не более 10 видов продукции. 

Сегодня в нашем ассортименте уже более 30 видов продукции стандартных видов. Также каждый вид продукции под потребителя имеет свои схемы производства. По способу исполнения продукции – у нас уже более двух сотен видов. Ни один производитель не работает так широко со своим ассортиментом и так тесно с заказчиками, как мы. Работать с потребителем, который покупает большой объем одного вида продукции, – проще, но в том случае, когда объемы рынка падают, нужно подстраиваться под каждого, пусть и мелкого потребителя. А это нам не в новинку. И именно такие принципы работы позволили нам преодолеть негативные тенденции, связанные с выходом российских партнеров из БКК. Объемы, отгружаемые в Европу, не снизились в сложные времена, а все потому, что для каждого европейского потребителя калия у нас есть свой товар. 

Сегодня мы расширяем рынок сбыта. Основная задача при работе с новыми заказчиками – понять, что надо покупателю. Совместно с БКК получаем информацию о том, какой вид продукции он желает приобрести, для каких целей заказчик приобретает наш товар. Владея этой информацией, даже даем ему свои рекомендации. Тесно сотрудничаем с международными инспекционными компаниями в вопросах качества. 

Кроме этого, чтобы выйти на тот или иной рынок со своим товаром, мы в некоторых случаях должны пройти сертификацию на соответствие требованиям законодательства той страны, куда мы планируем поставлять нашу продукцию. Не так давно у нас прошел аудит представителей Индонезии, которые провели собственный контроль качества продукции. Нарушения отсутствуют. Во всех предыдущих аудиторских проверках со стороны покупателей также замечаний и нарушений не выявлено, т.к. собственный контроль качества у нас на очень высоком уровне. Более того, на нашем предприятии используются уникальные методики и методы контроля, разработанные совместно с научными работниками ОАО “Белгорхимпром” и “ИОНХ”, обеспечивающие качественные характеристики продукции. 

Сегодня “Беларуськалий” может удовлетворить высокие требования всех покупателей, а также предложить им широкий ассортимент самой разной высококачественной продукции.

Наталья ЦАРИКЕВИЧ. 

← К списку новостей